Картинная галлерея Пейзаж
Ижорский форум
home
Карта Большой Ижоры
Картины Саврасова о Ораниенбаумском береге

Морской берег в окрестностях Ораниенбаума .

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается звание академика.

А здесь можно посмотреть как это место выглядит сейчас

Вид в окрестностях Ораниенбаума .

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.
Вид в окрестностях Ораниенбаума .

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Еще одна картина из серии Окрестности Ораниенбаума, выполненная по заказу Трубецкого.
Пётр Первый подаёт сигналы флоту, разжигая костры на Красной горке возле Кронштадта.

Айвазовский Иван Константинович
(1817-1899)

Являясь живописцем Главного морского штаба, Айвазовский в 1846 году приступил к картине об основателе русского флота Петре 1, дав ей название: "Петр 1 при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту". , Красная горка сыграла роль временного пристанища Петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. Флот Петра пережидал наступления благоприятной ледовой обствновки именно у Красной Горки. Причем, сам Петр Алексеевич первым нашел укрытие ото льдов на своей яхте "Лизетта" и подал сигнал своему флоту костром. В петровском «Походном журнале» 1710 года записано, что многочисленный русский флот — галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре около Красной Горки». Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко, и такой страх тогда имели, что не чаяли было спастись». Только через неделю удалось выручить флот изо льдов.
Пироскаф Пироскаф на Кронштадт .
Неизвестный художник начала XIX века.

Картина изображает одино из первых паровых суден России - пироскаф Елизавета, курсировавший между Петербургом и Кронштадтом. На заднем плане видна еще не разрушенная батарея "Князь Меншиков". Морские прогулки на пироскафе были излюбленным отдыхом для многих петержбурцев. Александр Сергеевич Пушкин любил такие морские прогулки.
Баратынский посвятил Пироскафу строки:
Мчится. Колеса могучей машины
Роют волнистое лоно пучины.
Парус надулся. Берег исчез.
Наедине мы с морскими волнами,
Только что чайка вьется за нами
Белая, рея меж вод и небес.